ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Музей Северска: новости

Хранители старой веры на томской земле

Рассказывает Мальцева Устинья Лазаревна, 1913 г.р. (Записано П.Е. Бардиной, этнографом, научным сотрудником Музея г. Северска, к.и.н., в 1996, 1997 гг., пос. Самусь). Родилась и выросла в Семиозерках, предки из староверов. И отец там родился, и дед. Отец Мальцев Лазарь Федорович с 1888 г.р. Прадед Емельян здесь поселился первым. У прадеда было 3 дочери и 4 сына (Лука, Калинник, Киприян и мой дед Федор). И прадед им построил 4 дома в Семиозерках. Дерево было как железо, красное. Дома были крепкие. Это всё Мальцевы. Дедушка умер в 1939 г. в возрасте 80 лет, значит он с 1859 г.р. Наверное, в 1870-х гг. и были построены эти дома в Семиозерках. Раньше там 80 дворов было. У каждого хозяйство большое, по две лошади, коровы держали. Всё своё – мясо, молоко, сметана, масло, яйца. Не ждали, когда в магазин привезут, как сейчас. Хлеб сеяли, пашню пахали. У Федора был сын Лазарь (отец У.Л.), он был очень сильный. Мать У.Л. - Анастасия Михайловна, родом с Вятки, оба с 1887 г.р. Отец Лазарь проработал 30 лет на производстве в Самуськах и 30 лет в колхозе. Родили двух дочерей и трех сыновей.

Здесь было 7 озер, поэтому так и называлось – Семиозерки. В Самуськах озеро называлось Нижним (сейчас Круглое), потому что ниже всех располагалось, в него вся вода стекала. Другие озерья – Яково, Дмитриевское. С Якова озера - начало, цепочка озер идет от него. Рядом с ним озерко в болоте, потом за ним ещё одно. Палкой мерили – дно не достать. Сейчас всё заросло.

Наши староверы были часовенные, даже книга называлась «Часовник», это Святцы. У Осипенко (Устиновых) другая вера, их родня в тайге живут. Они не крестят ребенка. Если покрестят – не должен больше из пустыни выходить. Прасковья Ряписова ушла сейчас в церковь австрийскую, перекрещивалась. И меня звали. «Но я не хочу своей веры изменять, как отец, дед верили». У дяди Луки в доме молились – здесь в поселке собирались, когда нас много было.

Каждую субботу Устинья Лазаревна молится за всех умерших. Крестится двуперстием. Бабушка ругалась о троеперстии: «Так только табак в папироску кладут – щепотью». Маму в тайгу звала Ульяна Григорьева, а она: «Вы там меня крестить будете, а я уже крещеная». А Прасковья ушла в австрийскую веру, её снова крестили: ноги в воду поставила и миропомазание приняла. Сейчас староверы, кто в тайге живут, их окрещивают, имя меняют. Была тетка Агафья, а сейчас не знаю кто. У них паспортов нет, они денег не берут. У них маленьких не крестят, только взрослых. Тетка Ульяна выехала из скита, потом вернулась – год молилась, рассказывала, чтобы приняли обратно.

Ещё больше о старообрядцах Томской области можно узнать из книги «Хроника томских селений». Вы можете стать участником проекта Издание книги «Хроника томских селений» за вознаграждения (ссылка на сайт). 
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, подкаст о староверах можно послушать по ссылке.
  .

Made on
Tilda