Главная » Статьи » Наши авторы » Бардина П.Е.

Ольго-Сапеженка – одна из исчезнувших томских деревень

 

Ольго-Сапеженка – одна из исчезнувших томских деревень

 

Деревня Ольго-Сапеженка, она же Силантьевка, она же Таловка  – это одна из трех десятков исчезнувших деревень и сел, существовавших со второй половины ХIХ в. в таежной местности Нижнего Притомья, к северу от г. Томска и пос. Самусь. Названия этих селений еще можно найти на картах Томской области – Успенка, Шутовка, Гродненка, Мостовка, Покровка, Вознесенка, Дубровка, Владимировка, Малиновка, Виленка, Бросовка, Поперечка, Троицкое и др. Возникновение этих селений  связано с общероссийским процессом  второй половины ХIХ в., после отмены крепостного права в 1861 г., по переселению крестьян из Европейской части России в Сибирь из-за недостатка земли. Поток переселенцев особенно усилился в начале ХХ в. в связи с проведением столыпинской аграрной реформы. В 1901-1913 гг. в Томскую губернию ежегодно прибывало около 80 тысяч человек (Томская область, 1994, с.82),  хотя, конечно,  не все  из них здесь оседали.   При переселении первоначально в Сибирь ездили своего рода разведчики -  ходоки, которые присматривали и выбирали подходящие места, а затем  и переселялись большими семейными группами соседей или целыми селениями.  Каждой семье для переезда и обустройства выделялась от царского правительства определенная сумма денег.

 

А исчезновение этих деревень, начиная с середины ХХ в., связано с послевоенной разрухой, политикой укрупнения колхозов и другими факторами.  В немалой степени это связано и со строительством нового города Северска, поскольку появилась возможность вырваться из беспросветных колхозов к другой жизни, что и сделали молодые энергичные потомки бывших переселенцев. Часть жителей переселилась также в г. Томск, в окрестные процветающие селения, такие как п. Самусь, Орловка, Кижирово, Наумовка, Моряковка  и др., где их потомки живут до сих пор, так же как и в г. Северске. На месте некоторых селений, как Чернильщиково, Поперечка, Виленка, ныне пышно разрослись садово-огородные участки горожан.

 

Территория  Нижнего Притомья заселялась в основном выходцами из западных губерний (Витебской, Виленской, Волынской и др.), то есть с территории Белоруссии, Украины и Польши, которая входила в то время в состав России. На новом месте приходилось корчевать лес, распахивать пашни, строить дома и обустраивать все хозяйство. Возникшие селения вошли в состав Петропавловской волости, центром которой было старинное село Петропавловка, В селе была церковь, к приходу которой были причислены жители этих деревень, а поляки-католики из д. Гродненки и других селений ездили в костел в г. Томск.  Среди населения  Нижнего Притомья было также много старообрядцев различных толков – истинно православные христиане или бегуны, безденежные, часовенные, часть из которых  жили  в селениях, а часть -  в уединенных скитах.  В 1950-х гг., по рассказам старожилов,  предпринималась попытка разогнать старообрядческие скиты. Приезжие из области люди  забирали книги, иконы и вывезли из тайги около сотни человек. Наиболее молодых из них  расселили по колхозам под угрозой наказания, а старики, никому не нужные, опять ушли в тайгу, восстановили скиты, и их уже больше не трогали.

 

Деревня  Ольго-Сапеженка была основана, со слов старожилов, в 1881 г. белорусскими переселенцами. В работе Н.А. Томилова (2001, с. 11) приведены данные, по которым д. Ольго-Сапеженка была образована примерно в 1892-1894 гг. и называлась первоначально Силантьевкой по фамилии первого её жителя Силантьева – выходца из Белоруссии. В дальнейшем деревня заселялась в основном также выходцами из Белоруссии, главным образом, из д. Родошковичи Минского округа. По другим рассказам, следует, что до крестьянина Силантия поселился здесь старовер Устинов, раскорчевал землю, но на другой год этот участок перебил у него Силантий. Тогда  Устинов переселился на новый участок в 15 км от Силантьевки и основал заимку Устиновку.

 

С периода землеустройства 1905-1907 гг. и до 1930-х гг. деревня называлась Ольговкой. По воспоминаниям старожилов, со временем  выяснилось, что было две Ольговки, и тогда добавили к названию Сапеженка, получилась «Ольго-Сапеженка». Название Ольго-Сапеженка стало официальным – на картах, по документам, а в бытовом обращении её называли не иначе как Силантьевкой. Кроме того, поблизости была еще одна деревня  Сапеженка, она же Владимировка.  Ольго-Сапеженка была в 12 км от с. Троицкого, а д. Сапеженка в 3 км. Причину популярности названия «Сапеженка» и её значение не могут объяснить никто из старожилов. Скорее  всего, название было принесено переселенцами из Европейской части, так как, например, есть д. Сапеженка в Быковском районе Могилевской области (Ресурсы Интернета).

 

Двойное  и тройное название селения - не единичный случай, так как многие из окрестных селений имели двойное название: Гродненка – она же Датковка, Сапеженка – она же Владимировка,  Успенка – она же Подосёновка, с. Троицкое – оно же Черепановка, Покровка – она же Борисовка. Петропавловку одно время пытались переименовать в Некрасовку и т.д. В ХХ в. административное деление  неоднократно менялось. Область была Новосибирская, с 1944 г. – Томская, район Туганский, с 1962 г. - Томский. Ещё чаще менялась принадлежность к сельскому совету, так Ольго-Сапеженка относилась то к Таловскому, то к Троицкому, то к Гродненскому, то к Петропавловскому сельским советам.

 

Расположена Ольго-Сапеженка была на речке с характерным сибирским названием – Шишкобойке. В окрестностях деревни, в 4 – 10 км, были старообрядческие заимки – Ивановская, Юрьевская, Мясникова, Устинова, Вахрушева и др., расположенные в 1 – 1,5 км друг от друга. Возможно, что староверы поселились здесь ранее переселенцев, поскольку этот глухой район был облюбован ими довольно давно. В ХIХ в на р. Юксе  был старообрядческий монастырь, а некоторые из  скитов сохранились в этом регионе до современности. Староверы жили и в самой Силантьевке, причем  известны были смешанные семьи, чаще всего потомки переселенцев охотно брали в жены трудолюбивых девушек из старообрядческих семей. Среди жителей были характерные для белорусов и украинцев  фамилии – Мезюха, Нестеровичи, Грудинко, Шимко, Скирюха, Ключник, Хруль, Раковы, Смолонские, Малиновские,  но также и русские, например, Коноваловы, Субботины, Махаловы и др. Все жители, не зависимо от происхождения, повседневно общались между собой в самых дружественных контактах, в общей работе, роднились, вступали в браки.  По воспоминаниям старожилов, многие в деревне были родственны между собой. Дети староверов с заимок учились в школе в Ольго-Сапеженке, а со временем и некоторые из староверов выехали с заимок в Ольго-Сапеженку и вступили в колхоз.

 

До войны в Ольго-Сапеженке насчитывалось около 70 дворов. Занимались в деревне, как и во всех окрестных селениях, в основном хлебопашеством, огородничеством, разведением домашнего скота и различными промыслами, главным образом, лесными на основе использования местных даров природы, собирали клюкву, чернику и другие ягоды, грибы, заготавливали кедровые орехи.  В большом количестве выращивали картофель, на массивных картофелетерках измельчали его, делали крахмал и возили на продажу в пос. Самусь и в г.Томск. Вплоть до 1930-х гг. во многих хозяйствах выращивали лен, сами пряли, сами ткали холст для изготовления одежды, полотенец и прочих надобностей. Несмотря на то, что жили в тайге, охотой занимались сравнительно мало, человек 10 из всего села.  И рыболовством на речке Шишкобойке, болотной речке с черной водой, занимались только ребятишки – удили рыбу с помощью удочек.

 

Кроме того, в Ольго-Сапеженке были развиты промыслы по обработке дерева, бондарное дело. Делали бочки, кадки, кадушки, лагушки и ведра на всю округу, а также деревянные лопаты, вилы, посуду, ложки. Бондарное дело требовало немалых знаний по изготовлению клёпок, поскольку подогнать их одна к другой по окружности будущей кадушки было не просто. Клёпки заготавливали  из кедровой древесины, выстругивая вручную каждую отдельно с помощью простых инструментов – прямого и изогнутого по дуге настругов. Для измерения степени изогнутости дуги использовали приспособление – крючок в виде деревянной планки с дугообразными углублениями. Его можно назвать прообразом лекала. Теперь эти инструменты, именно из д. Ольго-Сапеженки, хранятся в Музее г. Северска и представлены в постоянной историко-краеведческой экспозиции «По реке времени». Они были подарены  для музея во время этнографических экспедиций автора  в 1999 г. жителем поселка Самусь Петром Васильевичем Хрулевым, который  был  с 1945 по 1956 гг. председателем колхоза «Красный Октябрь» в д. Ольго-Сапеженке.

 

П.В. Хрулев  родился в Ольго-Сапеженке в 1913 г.р., и отец его, по его словам,  там родился.  А мать, в девичестве Капшукова, была из д. Петропавловки, куда ее привезли родители в восьмилетнем возрасте из «Росеи». По рассказам матери, ее отец три года по Сибири ездил ходоком – место выбирал. У отца было два брата, а их отец был крепостным у помещика. Когда разрешили ехать в Сибирь, отец выбрал место недалеко от города Томска в Петропавловке, братья получили пособие и поехали семьями. Это было примерно в конце ХIХ в. Как рассказывали старики, вспоминал П.В. Хрулев, Ольго-Сапеженка началась с 1881 г., когда приехало много народу из Белоруссии. Там было мало земли, вот и поехали в Сибирь.

 

Он же рассказал  о хозяйственной жизни и истории жителей деревни. В Ольго-Сапеженке заготавливали и возили в город на продажу дрова, а из бересты делали деготь. В 1931 г. был создан промколхоз «Красный Октябрь», в котором занимались изготовлением пихтового масла и дегтя, зарабатывая трудодни. На основе промыслов по обработке дерева при колхозе был создан  бондарный цех - бондарка, а в годы войны в ней делали ручки к саперным лопаткам. После войны был построен пихтовый завод, на котором появилась возможность зарабатывать деньги. Пихтовое масло сдавали за деньги в Томский Межрайлессоюз, один килограмм масла стоил 32 рубля, то тем временам деньги немалые. После войны  в Ольго-Сапеженке провели радио и электрический свет.    

 

До 1930-х гг. во всех окрестных селениях отмечали традиционные православные праздники – Рождество, Крещенье, Пасху, Троицу. Особенно любили Масленицу, на которую устраивали катание на лошадях в нарядной сбруе, в кошевах, а также катались на горке и пекли блины.  В каждом селении был свой престольный праздник, на который съезжались гости. В Ольго-Сапеженке съезжим праздником был Ольгов день (справляли летом, в покос), в Покровке – Покров, в Петропавловке – Петров день, в Успенке - Успенье и т.д. Из всех окрестных селений ездили в церковь в Петропавловку почти на каждый праздник, там же венчались, крестили детей и отпевали умерших. Старожилы до сих пор помнят, что стояла эта церковь, как и положено, на высокой горке, а когда звонили её колокола, то за 5 километров, в Успенке и Покровке, было слышно. В 1937 г. церковь была закрыта, её раскатали по бревнам, которые увезли на строительство мельницы, как будто другого леса не  хватало в этом лесном краю. А отмечать Рождество, Масленицу, Пасху и другие праздники жители продолжали и далее, хотя только в семейном кругу.  Жена П.В. Хрулева, в девичестве – Скирюха Амалия Станиславовна,  была полячка – католичка. Они дружно прожили вместе 57 лет и, как он рассказывал, праздновали и её католическую Пасху, и православную.

 

В 1960-е гг. началась политика по укрупнению колхозов, которая погубила многие селения. Так Ольго-Сапеженский колхоз «Красный Октябрь» для укрупнения объединили вначале с Троицким колхозом, а затем и с другими, вместе с Петропавловской МТС, в совхоз «Сибиряк» с центром в с. Наумовке. Результатом политики укрупнения колхозов стало постепенное исчезновение деревень из-за массового переезда жителей, буквально, кто – куда. В 1972 г., во время этнографической экспедиции Томского университета под руководством Н.А. Томилова в д. Ольго-Сапеженке насчитывалось только 6 хозяйств. Из них лишь одна семья Смолонских состояла из второго поколения переселенцев из Белоруссии, одна семья – из пос. Самусь, а в четырех хозяйствах проживали старообрядцы, переселившиеся с местных заимок в 1950-1960-е гг. (Томилов Н.А., 2001, с. 11-12). К 1980-м годам разъехались или умерли  последние, самые стойкие жители деревень. Последние заброшенные дома сожгли заезжие охотники, любители ягод и грибов. Уже более 20-ти лет  как не осталось и следа от бывших селений, только на кладбища ещё иногда приезжают родственники поправить оградку, посетить могилку родителей.  Сейчас на месте Ольго-Сапеженки широкое поле, через которое проходит дорога в сторону Красного Яра. Лишь уголок кладбища напоминает о том, что здесь было когда-то большое селение, стояли дома, тянулись изгороди огородов, мычали коровы и лаяли собаки.

 

Однако, если исчезла деревня, это не значит, что исчезла память о ней. Она хранится потомками, живущими в других местах, а также  хранится в архивах и в музеях. История каждой деревни – это часть истории нашего края. В этом отношении Ольго-Сапеженке можно сказать повезло. В 1972 г. состоялась этнографическая экспедиция Томского государственного университета под руководством Н.А. Томилова по пригородным томским селениям. Участники экспедиции побывали в числе прочих селений в д. Ольго-Сапеженке, и на соседней заимке Вахрушево. Из этих селений были привезены экспонаты – орудия труда, предметы быта, сделанные руками жителей этих селений. Эти экспонаты хранятся в Музее археологии и этнографии Томского государственного университета. Собранные материалы опубликованы в работах Н.А. Томилова.  Кроме того, в 1996 – 2003 гг. проводились этнографические экспедиции Музея г. Северска под руководством автора статьи в пос. Самусь и Орловку. В числе собранных материалов записаны сведения о многих окрестных, уже исчезнувших селениях, в том числе о д. Ольго-Сапеженке, собраны экспонаты, которые хранятся в Музее г. Северска и использованы на постоянной историко-краеведческой экспозиции «По реке времени».

 

Следует отметить, что в последнее время усилилось внимание к местной этнической истории, к межэтническим взаимоотношениям переселенцев разных национальностей – белорусов, украинцев, чувашей, латышей и др., поселений которых немало на территории Томской области. Об этих направлениях исследований можно узнать в работах Т.А. Гончаровой. Вероятно, сравнительно небольшая история д. Ольго-Сапеженки и других окрестных селений с многонациональным составом населения ещё ждет  своего дальнейшего исследования.

 

                           Источники и литература:

Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск: Изд-во ТГУ, 1995. 224 с.    

 Бардина П.Е. Этнографический состав русского населения Нижнего Притомья// Труды Музея г. Северска. Вып. 1. Музей и город. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. С. 47-50.

Бардина П.Е. Потомки служилых и ясашных людей в пригородных томских селениях // Музей и город – 2001. Тезисы III межрегиональной научно-практической конференции. Северск, 2001. С.53-57.    

Бардина П.Е. «Корни» Северска //Новый диалог, № 37, 15 сентября 2006 г.

Бардина П.Е. Быт и хозяйство русских сибиряков Томского края. Северск: Изд-во «Контекст», 2009. 432 с.

Бузанова В.А. Заселение и население Нижнего Притомья //Труды Музея г. Северска. Вып. 1. Музей и город. Томск: Изд-во ТГУ. 2000. С. 56-62.

Гончарова Т.А. История Нижнего Притомья в контексте межэтнической коммуникации (ХVII – начало ХХI в.). Томск: Изд-во ТГУ, 2006. 225 с.

Карта Томской области. М., 1970., М., 1995.

Каталог этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета. Часть 2. Томск: Изд-во ТГУ, 1980.

Материалы этнографических экспедиций Музея г. Северска. Записи Бардиной П.Е., 1996 – 2003 гг.

Ореханов С. Дороги в никуда //Диалог, № 6, 10 февраля 2005 г.

Томилов Н.А. Некоторые материалы по этнографии русских Нижнего Притомья (этнический состав и занятия населения)// Вопросы археологии и этнографии Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1978. С. 113 – 128.

Томилов Н.А. О средствах передвижения русского населения Нижнего Притомья // Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1978.С.130 – 140.

Томилов Н.А. Русские Нижнего Притомья. Омск, 2001. 198 с.

Томская область. Исторический очерк. Томск: Изд-во ТГУ, 1994. 656 с.

 

Иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

 

Такой была деревня Ольго-Сапеженка. Фото 1972 г. экспедиции ТГУ Н.А. Томилова. Из кн.: Н.А. Томилов. Русские Нижнего Притомья. Омск, 2001. С. 106-108. 

 

 

Категория: Бардина П.Е. | Добавил: admin (22.06.2016) | Автор: Бардина П.Е.
Просмотров: 571 | Теги: Томская область, деревня, Бардина П.Е. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЗАГОЛОВОК