Главная » Статьи » Наши авторы » Бардина П.Е.

Изучение этнического состава населения Нижнего Притомья в музее г. Северска.

    Изучение этнического состава населения Нижнего Притомья в музее г. Северска.

Бардина П.Е., Цурикова А.Ю.

   На территории Томской области живут представители более  ста двадцати национальностей, пять из них относятся к коренным народам Сибири, в том числе томские татары-эуштинцы. Это потомки князя Тояна Эрмашетева, пригласившего русских для защиты своего народа от воинственных кочевников и строительства  русской крепости на р. Томи. По последней переписи 2010 г. татары в Томской области занимают второе место по численности после русских. В г. Северске, как части Томской области, также проживает достаточно много разных национальностей, в том числе и татары, есть мулла и мусульманский квартал на кладбище. В музее уделяется  внимания изучению  не только древней истории, но и современному этническому составу горожан. В фондах и на  постоянной историко-краеведческой экспозиция «По реке времени» представлены экспонаты по русским старожилам и переселенцам, по украинцам и белорусам, а также по коренным народам Сибири – хантам, селькупам, эвенкам. К сожалению очень мало материалов по томским татарам, на земле которых по существу был основан город Томск, пригородные селения и город Северск.

     Задача восполнить этот пробел и дополнить экспозицию музея этими материалами сейчас поставлена в музее, тем более, что у нас имеется достаточно много археологических материалов по предкам томских татар. Археологическое изучение культуры томских татар на территории Нижнего Притомья ведется с конца ХIХ в. Исследовано большое количество археологических памятников, которые относятся к этой культуре - городища и поселения (Басандайское, Баранчуково озеро, Кижировское, Козюлино, Коларовское, Тоянов городок и др.), а также курганные могильники  (Могильницкое, Тахтамышевское, Энеково и др.). В северском музее изучением процесса тюркизации населения территории Нижнего Приобья  занимались археологи Л.М. Плетнёва и М.З. Сайфульмулюков. Последним  в 2001 г. были проведены археологические раскопки поселения Энеково, которое относится к ХVII в. и было расположено на острове напротив д. Эушты. Самым массовым материалом этой коллекции, насчитывающей  более  двух тысяч экспонатов,  является керамика, украшенная гребенчатым штампом, орнаментом в виде ямок, лунок, резных линий, оттисков уголка лопатки, которые выстраивали в различные композиции (Илл.). Кроме керамики на поселении найдены курительные трубки, серьга, оселки и русская керамика, что свидетельствует о добрососедских отношениях с жителями Томского города.

    Томские татары сформировались из трех соседних тюркоязычных групп – эуштинцев, чатов и калмаков, проживающие в окрестностях будущего г. Томска. Кроме Тояна  здесь обитали племена и других князей – Басандая, Еваги, Енюги и Ашкенея. Все они, кроме Басандая, поддержали русских, приняли участие в строительстве Томского города, поселились на Юрточной горе (ныне район Главпочтамта) и в  Татарской слободе в Заисточье (Илл.), где живут и поныне. Томские татары были в числе служилых людей и выполняли ямскую гоньбу, за что были освобождены от уплаты ясака.

    Томские татары являются одной из групп западносибирских татар, наряду с барабинскими, тобольскими и тарскими.  Со временем в процессе консолидации местные татары испытали сильное влияние пришлого тюркоязычного населения -  бухарцев (узбеки, казахи) и поволжско-приуральских татар.  По вероисповеданию большая часть томских татар являются  мусульманами суннитами. Ислам распространился в Сибири со второй половины ХVI в. проповедниками из Средней Азии и Казанского ханства. Томские татары приняли ислам в начале ХVIII в., а одна из групп – татары из Горбуновских юрт, как и обские татары приняли православие. 

    Основная часть томских татар в настоящее время живет в г. Томске и Томском районе – в деревнях Эушта (Илл.), Черная Речка, Тахтамышево, Калтай, Курлек, Барабинка, Казанка и др. По переписи 2010 г. в Томской области татары занимают по численности второе место после русских и насчитывают свыше 17 тысяч человек. В Томске сохраняется историческая Татарская слобода или Заисточье со старинными постройками, в том числе с Красной и Белой мечетью (Илл.). В Томске создан областной центр татарской культуры, который размещается в старинном доме Карима Хамитова (Илл.). Это центр ведет активную культурно-просветительскую работу. 

   Язык томских татар относится к кыпчакской группе тюркских языков и образует томский диалект языка сибирских татар. Тюркский язык один из распространенных на большой территории России, а в мире насчитывает около 165 млн. человек. Больше всего тюркоязычных народов проживает в Турции – около 60 млн. человек. В России – 11 млн. человек. В Сибири  на тюркских языках говорят татары, алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы, чулымцы, якуты и др. Кроме того, на тюркских языках говорят народы Поволжья (чуваши, татары, башкиры), а также некоторые народы Средней Азии  и Кавказа.

   Название тюрки происходит от слова «турук», которое  переводится  как «устойчивый, крепкий, сильный», и действительно тюркский язык оказал огромное влияние, в частности на русский язык, практически во все сферы жизни (см.: таблицу). С другой стороны, достойно уважения  устойчивость нашего великого и могучего языка, поскольку заимствованные слова мы давно уже воспринимаем как собственные, и только специалисты могут определить их происхождение.  Филологи выделяют тюркизмы в русском языке домонгольского периода (например, боярин, шатер, богатырь и др.); периода Золотой Орды (например, казак, кочевать, ура, кинжал, атаман, кирпич, кафтан, сарафан и др.);  заимствования ХVI – ХVII вв. под влиянием Османской империи (например, бирюза, лапша, тулуп, караван, сарай и др.). Сибирский период отмечен в основном тюркскими топонимами – Алтай, Иртыш, Енисей,  в нашем регионе – Эушта, Тахтамышево, Тигильдеево, Каштак и др. Есть  русские фамилии тюркского происхождения, исследованные Н.А. Баскаковым (например, Татищев, Тургенев, Шереметьев, Булгаков, Кутузов, Суворов и др.). При этом исследователи отмечают, что не все фамилии связаны с тюркским происхождением носителей, а многие образованы от прозвищ. Вот такое очень существенное влияние оказало на нас давнее, не всегда мирное,  соседство с тюркским миром.

    В последнее время яркие, красочные выступления национальных фольклорных коллективов, в том числе и томских татар, украшают фестивали и праздники, проводимые в городе и области.  Мы с интересом  узнаем по СМИ, а некоторые и участвуют в традиционных  праздниках  коренных народов Сибири, в том числе в  татарском сабантуе Илл.). Узнаем, как мусульмане празднуют Навруз, Курбан-байрам, Ураза-байрам, и что эти давние традиции основаны на уважении к старшим, гостеприимстве, соревновании и прочих общечеловеческих культурных ценностях (Илл.). Доброе соседство всех народов делает наш окружающий мир ярче и богаче.

   Томские татары во многом сохранили свои традиции, свой язык и культуру  вплоть до современности. Основу традиционного хозяйства томских татар в прошлом составляли разведение скота, особенно лошадей, а также рыбная ловля, охота, мотыжное земледелие и сбор дикорастущих.  Важное место в хозяйстве занимал извоз – перевозка грузов по найму (Илл.). Продукты животноводства и рыбного промысла, дрова и строевой лес возили не только в Томск, но и на ярмарки в Иркутск, Красноярск, Тобольск, Тюмень и другие сибирские  города. Лошадь имела особе значение, тем более, что конина входила в традиционное питание татар. Считается, что именно от томских татар символом томского герба стал конь. Лошадей использовали для переездов и перевозок грузов – верхом, вьючных, запряженных в телеги и сани. Верхом на лошадях охотились на волков,  проверяли охотничьи ловушки, пасли скот. С лошадью были связаны не только будни, но и праздники с конскими скачками, нарядной упряжью (Илл.), особенно во время празднования сабантуя (Илл.). Сабантуй - праздник земледельцев после посевных работ был и остается самым популярным праздником томских татар. На сабантуе обязательно  была борьба и конные скачки, игры и состязания, бега, прыжки в длину, бои на бревне и пр. Победителю конных скачек вручали дорогой подарок – вышитое полотенце, рубашку, иногда овцу.

    Старинную одежду томских татар мы можем увидеть только на реконструкциях художников (Илл.) и в музеях. Повседневной  одеждой у мужчин и женщин в старину были рубахи и штаны широкого покроя. К началу ХХ в.  женские рубахи стали нижним бельем, а верхней одеждой - платья, поверх которых надевали безрукавые камзолы, края которых расшивались позументом, ленами, шнуром, металлическими бляхами или мехом. Позднее  стали носить короткие с застежкой жилеты из плюша или бархата, украшенные вышивкой или бисером. У женщин дополнением к рубахе были нагрудные и накосные украшения из ткани  с прикрепленными бусами, бисером, монетами. Носили также браслеты, перстни, кольца. У богатых татарок  были металлические ожерелья из блях, монет, драгоценных камней в оправе, а также серебряные и золотые серьги с камнями или с бисером и жемчугом. Женскими головными уборами были налобные повязки, платки (Илл.), колпаки и шапочки. Праздничные головные уборы изготавливались  из дорогих тканей – шелка, плюша, бархата и богато украшались вышивкой золотой и серебряной нитью, жемчугом, бусами,  бисером.

  Мужчины с рубахами носили шаровары, камзолы и длинную распашную верхнюю одежду с рукавами на подстежке – бешметы. Кроме того, носили ватные безрукавки шубы, полушубки. В извоз зимой надевали тулупы из волчьих или лисьих шкур, армяки, дохи. Верхнюю одежду подвязывали поясом иногда с металлическими накладками и пряжками. Головными уборами мужчин летом были тюбетейки и войлочные шапки округлой формы. Зимой носили меховые шапки округлой формы с матерчатым верхом, стеганые шапки, обшитые по краям мехом, позднее -  стандартные шапки-ушапки. Служители ислама носили чалму. Мужской и женской обувью служили сапоги - ичиги, обувь без голенищ – чарык.  Женская обувь украшалась аппликацией и вышивкой.

   Основу пищевого рациона томских татар составляли мясные и молочные продукты, рыба, зерновые культуры и дикорастущие. Из мяса предпочиталась конина, затем шла баранина и говядина. Свинину не употребляли в пищу. Мясо варили, вялили, коптили, изготавливали конскую колбасу. Из муки выпекали лепешки, хлеб,  ватрушки, пироги, оладьи, баурсаки (колобки или ленты из пресного теста, зажаренные в масле), беляши, готовили клецки или галушки для супа,  домашнюю лапшу. Известны татарские сладкие блюда – чак-чак, катлама, санса (типа хвороста) и халва (Илл.). Из напитков употребляли чай, молоко, айран из кислого молока, кумыс из кобыльего молока, шербет из меда и воды, алкогольные напитки из ячменных зерен -  пуза, из молока – арака.

   Широко отмечаются дл сих пор мусульманские религиозные праздники и обряды – Курбан-байрам, Рамазан (ураза - пост), Ураза-байрам  и др. В эти праздники выполняют  религиозные обряды (посещение мечети, моления, посещения кладбища и пр.), приглашают и угощают гостей, ходят по домам с поздравлениями, хозяева одаривают гостей подарками.

    В течение ХХ в. произошли значительные изменения  в хозяйственном укладе томских татар, утратились многие традиционные в планировке селений и жилищ, в одежде, питании. В настоящее время среди томских татар наблюдается значительный рост интереса к национальной культуре и стремление к этнической консолидации на её основе.

         Литература:

Баскаков Н.А. Тюркизмы в восточно-славянских языках. М.: Наука, 1974;

Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения М,, 1979.

Бардина П.Е. Взаимодействие русских и местных традиций в низовьях реки Томи // Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий. Томск, 2005. С. 234-237.

Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960.    

Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996.

Грошева Г.В. Томские татары и чулымцы // Этнография народов Томской области: Учебное пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С.22 – 36.

Мы – томичи, ваши земляки, ваши соседи (Национально-культурная панорама Томской области). Томск, 2000.

Плетнева Л.М. Томское Приобье в начале II тыс. н.э. (по археологическим источникам) Томск, 1997.

Плетнева Л.М. Томское Приобье в конце VIII – III вв. до н.э. Томск, 1977.

Сайфульмулюков М.З. Из истории томских татар.// Северск. История и современность. Томск, 1994. С. 92-95.

Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья. Томск: Изд-во ТГУ, 1980. 200 с.

Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западносибирской равнины в конце ХVI – первой трети ХIХ в. Томск, 1981.

Томская область. Исторический очерк. Томск, 1994.

Томские татары в прошлом и настоящем. Сборник документов и материалов. Томск, 2000. 259 с.

Тучков А.Г. История и культура народов Сибири. Учебное пособие. Томск, 2002.

Фонды МБУ «Музей г. Северска».

Шипова Е.Н. Словарь тюркизмов в русском языке. Алма-Ата, 1978. 444 с.

Этнография народов Томской области. Учебное пособие. Томск, 2005.

Ресурсы Интернет: Тюркизмы в русском языке. Татарская слобода. Томские татары и др.

 

Иллюстрация:

 

 

 

 

"Томские татары XIX в."

 

 

 

                    

 

 

Категория: Бардина П.Е. | Добавил: MoD (01.06.2017)
Просмотров: 34 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ЗАГОЛОВОК