Масленица в селе Иглаково сто лет назад - 29 Февраля 2016 - Музей города Северска
Главная » 2016 » Февраль » 29 » Масленица в селе Иглаково сто лет назад
06:50
Масленица в селе Иглаково сто лет назад

  Широкая, разгульная Масленица считается  по праву одним из самых любимых праздников русского народа, в том числе и у наших сибиряков. Это последняя неделя перед началом строгого Великого поста по церковному уставу называется сырной неделей. В праздновании Масленицы на исходе зимы с древности отмечалась победа живительных сил весны над зимой. И многие обряды Масленицы, как сжигание соломы или чучела, обилие масляной пищи, блинов,  катание с гор, взятие снежной крепости, кулачные бои и даже смех должны были помочь природе победить зиму, разбудить растительные силы, очистить окружающий мир от злых сил.

В 2016 году масляная неделя выпадает на  7 - 13 марта. В старину  каждый день её  имел своё название – встреча, заигрыши, лакомки, широкий четверг, тещины вечерки, золовкины посиделки и прощеный день. В Иглаково, как и во всех сибирских селениях, к Масленице заливали ледяную горку-катушку прямо с крутого берега реки Томи. На ней катались не только дети, но и взрослые, особенно парни, которые и делали эту катушку. Они приглашали покататься  своих невест, а прокатившись, имели право поцеловать девушку.  В селе Спасском внизу ледяной катушки разводили костер и прокатывались прямо через огонь. Любимым развлечением сибиряков было также катание на тройках и конские бега. В старину в Томске на Масленицу устраивали кулачные бои, пока их не запретили. В некоторых сибирских селениях снаряжали шуточный масленичный поезд из старых лошаденок, покрытых рогожами, с соломенным чучелом и ряжеными. Всюду веселились на славу.

  В Иглаково празднование обычно начиналось с четверга. Здесь, как и во многих сибирских селениях,  дольше чем в Европейской части,  сохранялась старинная молодецкая забава – взятие снежного города, как на известной картине В. Сурикова. Для этого в нижнем краю села сгребали весь снег и строили высокую крепость. Жители села делились на две группы – одни защищали крепость, вооружившись ведрами, снежками и соломой. Вторая группа  верхом на конях уезжала километра за 4 на луга, и оттуда скакала наперегонки и атаковала крепость. Защитники кричали и шумели, жгли снопы соломы, бросали снежки и стучали в старые ведра, чтобы напугать лошадей. Наконец самый смелый удалец прорывался в крепость, хватал приготовленный сноп, и выезжал обратно. Такой праздник Масленицы наблюдал в детстве в 1926 г. один из старожилов села Н.Г. Терентьев. А победителем в тот раз был Дмитрий Иглаков на своей неказистой, но очень выносливой лошадке нарымской породы. Победителя крепкие иглаковские мужики, среди которых больше половины были Иглаковы, качали вместе с лошадью, а потом устроили общее угощение, вынеся на улицу и столы, и угощение.

К Масленице всегда готовили обильное угощение – блины, пироги, оладьи, лепешки, шаньги – и всё с маслом да со сметаной. Даже месяц по народным поверьям «окунал рог» в масло, то есть нарождался на масляной неделе. Это и понятно - праздник  высчитывался по лунному календарю в зависимости от срока Пасхи. Только мясные блюда не разрешалось готовить, поскольку это была неделя накануне Великого поста. В пятницу на масляной неделе зятья приезжали к теще на блины даже из отдаленных селений. Не зря в песне пели: «Теща про зятя блины пекла…». А теща не только угощала зятя, но и мазала ему голову маслом, чтобы крепче любил отданную за него дочь.

  Блины – это простейшее и очень древнее изделие из жидкого теста. Возможно, их научились печь на горячих камнях еще тогда, когда и хлеб не умели печь. Известно, что блины имеют большое значение не только в весенних календарных обрядах, но и  в поминальном обряде. Считается, что блины – такие румяные и круглые символизируют само солнце. Пекли блины как кислые, на опаре, так и пресные, и заварные, и с припеком. А из муки не только пшеничной, но и гречневой, гороховой, овсяной, ржаной. У каждых – свой вкус. Подавали блины с маслом, сметаной, медом, с грибами  и с творогом. А первый блин в старину подавали милостыней или клали на слуховое оконце на помин умерших предков.

  Изобилие масленицы отразилось во многих пословицах и поговорках. Не житье, а Масленица. Не всё коту Масленица. Как сыр в масле катается. Хоть штаны заложи, а Масленку проводи. Без блинов – не Масленка, без пирога – не именины. Масленка Масленка, как ты хороша, семь бы недель Масленка, одна - поста. А было, наоборот: за одной масляной неделей шло семь недель Великого поста.

  В прощеное воскресенье обязательно проходил обряд взаимного прощения как в своей семье, так и с соседями. Было принято, что сначала младшие по возрасту, дети  обращались к старшим со словами: «Простите меня Христа ради »,  и кланялись в ноги. На это старшие тоже кланялись и говорили: «Бог простит, и ты меня прости». После этого обнимались и целовались. В Иглаково, встречаясь на улице, односельчане кланялись друг другу и целовались: «Прости, кум, сват или соседушка…». Так очищали душу перед началом поста, который начинался на следующий день – в Чистый понедельник.  Однако шутки были неистребимы,  парни «чистили» снегом девушек, раз уж чистый понедельник, и те не оставались в долгу. 

 

Автор: с.н.с. Музея г. Северска, к.и.н. П.Е. Бардина

 

Просмотров: 468 | Добавил: admin | Теги: музей г. Северска, Северск, масленица, Музей, блины | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ЗАГОЛОВОК
Яндекс.Метрика