Стажировка в ГМИИ им. А.С. Пушкина по теме: Эстетическое воспитание детей и юношества в художественном музее» С.В. Березовской.

 

Знакомство с работой центра эстетического воспитания детей и юношества МУСЕЙОН.

 

     Моя стажировка в центре эстетического воспитания детей и юношества МУСЕЙОН Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина началась со знакомства с потрясающим коллективом Мусейона. Если говорить официально: «Мусейон – центр, научно-практическое подразделение Музея, разрабатывающее и координирующее проекты эстетического воспитания и творческого развития детей от 5 до 18 лет на основе художественных коллекций ГМИИ, студийных и аудиторных занятий, с активным использованием новых аудиовизуальных средств». Центр открылся более 10 лет назад, в 2006г., но школа мастерства по эстетическому воспитанию формировалась десятилетиями: изостудия существовала с 1960-х, концепция центра разрабатывалась с 1990-х годов. В центре работают потрясающие люди, открытые не только для сохранения традиции ГМИИ им. А.С. Пушкина, но и открытые для экспериментов и новаций.

 

     Синтез традиционных занятий с детьми в залах музея  и художественной мастерской осуществляет удивительный педагог и график, чьи произведения находятся в частных коллекциях России, Германии, Англии, Мексики, США и Канады – Н.Е. Бочарова. С 2006г., с момента открытия Мусейона, Наталия Евгеньевна – зав. сектором художественного воспитания  и компьютерных технологий отдела эстетического воспитания. Мне посчастливилось побывать в художественной мастерской изостудии  и творческой мастерской для детей 5-6 лет. Занятие началось с просмотра домашних работ. Дети, для которых держать карандаш и фломастер – необходимая потребность, а рисование – это целая жизнь, а именно такие дети были на занятии, с удовольствием показывали свои рисунки «домашнее задание» - летние впечатления. Был диалог, дети с удовольствием дополняли рисунок короткими комментариями. Заметно было стремление некоторых родителей сделать рисунок ребёнка «красивее», они «направляют» творчество пятилетнего художника. Но художник-педагог не ругает активных родителей, ведь это совместное творчество. Правда  главное и удивительно важное в этих занятиях – не стремление нарисовать «как надо», «как красиво», «делай как я», а желание направить малышей «дышать свободно». Очень осторожно, не подавляя творческой свободы, даются элементарные понятия о цвете, красках, композиции.  Предварительно посетив музей и внимательно рассмотрев вазы, дети их рисуют. Особенно с упоением дети работают за мольбертом. Во время занятия художник – педагог подчёркивает, что у каждого ребёнка свой почерк, все разные и все – талантливые художники.

     Мне понравилось, что одна из мам принесла домашний альбом дочки, который был заполнен рисунками и аппликациями.  Педагог очень высоко оценил творчество ребёнка, отметив его дизайнерские особенности. В конце занятия на одной из стен изостудии были развешены только что сделанные рисунки, чтобы их увидели все дети. Кстати, работы детей находятся не только в изостудии. Детские рисунки представлены на стенах и в витринах фойе Мусейона, публикуются каталоги выставок, рисунки передаются в фонды ГМИИ им. А.С. Пушкина. Изостудия – это прекрасное соединение прогулок детей в разные эпохи и культуры с опытным художником – педагогом и желание ребёнка отобразить полученные впечатления и чувства в рисунке. С каким восторгом Наталия Евгеньевна во время экскурсии на выставке «Наметив контуры резцом… Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени» познакомила меня с двумя девушками – подростками, которые расположившись на полу, творили настоящие шедевры карандашом на листе. «Наши выпускники.  В Италии на пленере им работать не давали, пытаясь взять автограф или сфотографироваться с художниками», с гордостью сказала Наталия Евгеньевна, «Такие дети остаются с нашим музеем надолго: «Беседы об искусстве», «Клуб любителей искусства», «Клуб юных искусствоведов. Выбор огромен, ведь музей – это особый мир. Мы не готовим профессиональных художников. Главное – пробудить творческую фантазию ребёнка через восприятие памятника искусств». Важным для меня является то, что в музее закрытого города обязательно появится изостудия. В первую очередь к данному проекту будут привлечены педагоги художественных школ Северска и Томска, профессиональные художники. Экспозиционные залы нашего музея, опыт работы с педагогами – художниками и инициатива юных мастеров позволят организовать изостудия.

     Настоящим подвижником, ещё в середине 1990-х годах создавшим инновационные методики и социально-художественные проекты для развития детей с помощью изобразительного искусства, проекты по реабилитации детей  инвалидов и их родителей, является М.Г. Дрезнина. Мария Григорьевна – выпускница Государственного Художественного института им. В.И. Сурикова, чьи работы находятся в частных собраниях стран Европы и Америки. «Я работаю с детьми с коррекционными особенностями развития 8-го вида, приёмными семьями (родители и дети, которых усыновили), взрослыми людьми – пациентами психоневрологических клиник, родителями и детьми с ДЦП. Конечно, занятия в группах с проблемными детьми отличаются от обычных занятий. У нас совсем иной ритм и построение занятия. Особые занятия и для людей, проходящих обучение в психоневрологическом диспансере. Вы видели, что занятие проходит в музейном зале, потом – в студии, и в завершении – чаепитие, где мы общаемся друг с другом, обсуждая рисунки. Особая интонация, специально подобранные слова…». Мария Григорьевна считает, что нужно учитывать социальную составляющую. У детей сирот, по мнению арт-терапевта, развито чувство безысходности, они не видят будущего. Для таких детей часты рассказы об археологии, о раскопках и реставрации. Это приводит к желанию увидеть что-то впереди, а иногда, и определиться в профессии. Для детей из коррекционных школ и детей из неблагополучных семей специалисты центра применяют специальные психологические арт-терапевтические методы, которые помогают детям быть более самостоятельными в творчестве и в общении.

     Когда я посетовала, что при нашем музее была учреждена общественная организация родителей, имеющих детей, больных ДЦП, и мы ищем новые формы работы с ними, Мария Григорьевна тут же подарила для нашего музея свою книгу «Путешествие во времени и пространстве» с готовыми проектами для детей – инвалидов. «Есть программа, например, для познания формы. После осмотра экспозиции, даю задание, нарисовать предметы круглой формы. Кто-то рисует шар, кто-то сковородку или солнце. Затем из бумаги или картона делают отдельные детали. А потом собирают их в различные предметы, образы и конструкции в стиле Александра Родченко…» Я не только получила готовую программу для особых детей, мне рассказали о фондах, которые помогают подобным детям и их родителям, об отдельном направлении исследования в Институте возрастной физиологии, показали методику работы с пациентами  психоневрологической клиники… «Многие не понимают, почему я трачу на это столько времени. Я считаю, что моя работа с такими людьми это тоже творчество и возможно самое главное творчество  в моей жизни». Занятие с пациентами психоневрологической клиники закончилось прекрасным вернисажем из греческих колонн. Колонна – как опора в  жизни.

 

Автор: С.В. Березовская

 

 

ЗАГОЛОВОК
Яндекс.Метрика