Искусство становится и средством коммуникации, и средством выражения своего «Я». М.Г. Дрезниной разработано несколько программ:

 

«Дорога в музей» - художественная программа для детей с ограниченными возможностями из специализированных школ Москвы.


«Развитие речи и общение в процессе творческой деятельности» - для детей классов КРО с логопедическими проблемами и классов РКИ – русский как иностранный.


«Путешествие во времени в пространстве музея» - для детей из детских домов.


«Каждый ребёнок – художник» - для детей коррекционно-развивающих групп 5-6 лет.

 

     Принципы работы М.Г. Дрезниной с детьми дифференцируются на две группы. Первая группа определена пониманием психологии ребёнка. Объединяющая идея – уважение к каждому ученику, в котором педагог всегда видит и пробуждает художника. Давать информацию, считает арт-терапевт  следует дозировано, не перегружая детей цифрами, датами, именами. Проводить урок следует в простой доступной форме, проговаривать,  вслух термины, понятия, слова (делая это, ребёнок развивает свою речь, мышление). На занятии необходимо проявлять интерес к каждому ребёнку и задавать один и тот же вопрос каждому ребёнку, давать каждому высказаться и показать себя перед другими детьми. Вторая группа определяет оптимальные условия занятий в условиях музея: нужно построить логические связи между темой в музее и жизнью ребёнка, между экспонатом и современном миром. Создать на занятиях атмосферу успеха и поощрения, поддерживать инициативу детей, стараться, чтобы дети за одно занятие смогли добиться видимого результата.

       Главная цель арт-терапии в рамках программы «Путешествие во времени и пространстве музея» - на основе знакомства с изобразительным искусством  дать «особым» детям новые знания, ощущения, впечатления. Детям в этой программе открывается возможность испытать себя в роли художника. В творческой мастерской участники занятий изучают на практике основные понятия и средства выражения искусства: цвет, форму, линию, композицию, ритм. Это поможет им в дальнейшей жизни создавать  своими руками уникальные и красивые вещи. Для успешной реализации программы у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, важно снять страх «я не умею рисовать» и тем самым открыть для них дорогу к творчеству. Каждая группа детей проходит через серию занятий от пяти до десяти встреч в течение всего учебного года. Одна часть проходит в музее (40-60 минут), другая – в «Мусейоне», где дети по свежим впечатлениям выполняют творческое задание по основной теме урока (1,5 часа). Некоторые занятия проходят только в творческой мастерской и посвящены пройденному материалу. Массовые акции требуют большого времени для реализации и продолжаются 2-3 часа. Например, это занятия по изучению масок разных народов, или создание большого натюрморта. Цель – создание больших живописных работ разной тематики, совместное творчество. Совместно с арт-педагогом и психологом дети не только рисуют, но и дают «Интервью художника»

 

Музей – школе. Опыт работы ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

     В ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении многих десятков лет ведётся большая разноплановая работа с учащимися 5-11 классов. Специфика экспозиции Музея в соответствии с замыслом его создателя И.В. Цветаева позволяет дать учащимся наглядное представление об искусстве и культуре античного мира, Средневековья, эпохи Возрождения, зарубежного и русского искусства XVII, XVIII, XIX, XX веков дают возможность знакомства со всей историей европейского и, отчасти, восточного и американского искусства.

Экскурсионная работа, которая пользуется особым спросом школ Москвы и Подмосковья.
Лекционная деятельность, которая проводится в лекционном зале с использованием мультимедийных средств и слайдов.

     В 2007г. впервые в ГМИИ была осуществлена программа взаимодействия музея и начальной школы, разработана искусствоведческая, культурологическая программа «Музей – школе» для учащихся 3-4 классов разработана И.В. Захаровой и к.п.н. Н.Н. Ковалдиной. Эта программа рассчитана на 2 года с 3 по 4 класс с учётом возрастных особенностей школьников и запросами гимназии. Программа интегрирована в школьный курс по эстетическому воспитанию «Музей и культура» (3 класс – «Древо искусств», 4 класс – «Мифы и современность» гимназии №1521), разработана психологом И.А. Трофимовой, с педагогами гимназии и директором Т.А. Воробьёвой. Авторская программа «Музей – школе» стала уникальным примером творческого систематического  сотрудничества младшего звена школы и художественного музея. Создатели программы предусмотрели обязательное посещение новых отделов музея – Отдела личных коллекций и Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX в., и наиболее интересных выставок, проходящих в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Занятия проходят еженедельно в залах Музея, учебных классах, мастерских «Мусейона».

 

     Детские Фестивали искусств «Январские вечера». Как правило, проходят в конце января с 24 по 30 января. Включает литературно-музыкальные, театрализованные проекты в 4-х музейных комплексах ГМИИ им. А.С. Пушкина: белом зале главного здания (например, в 2016г. – музыкально-литературная композиция «Конёк-горбунок» с видеорядом на основе детских рисунков и оркестром «Гнесинские виртуозы» и гала-концерт с участием лауреатов международных конкурсов); центре эстетического воспитания «Мусейон» (театрализованная постановка «Дело десятилетней давности» творческой лаборатории «Ритм-театра» МССМШ им. Гнесиных.); в мемориальной квартире Святослава Рихтера («Рисуем музыку» проект творческой мастерской А. Вихзревой и ЦЙЭВ «Мусейон»).

      

Автор: С.В. Березовская.

 

Список использованной литературы:

 

  • М.Г. Дрезнина. Семейная палитра. Учебно-методическое пособие. Москва, Обруч, 2014.
  • М.Г. Дрезнина. Путешествие во времени в пространстве музея. Москва, ЮНИСЕФ, 2011.
  • Система эстетического воспитания. Методические рекомендации. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон». Москва, 2013.
  • «Музей – школе. Опыт ГМИИ им. А.С. Пушкина»//«Я вхожу в мир искусств», 2(210) 2015.
  • Музей и дети. Воспитание поколений. Опыт ГМИИ им. А.С. Пушкина в эстетическом воспитании детей и юношества, Москва. 2010.
  • М.Г. Дрезнина. Открытки к праздникам руками детей. Москва, Ювента. 2008.
  • М.Г. Дрезнина. Учимся рисовать. Обучение композиции. Москва, Ювента. 2003.
  • Н.Н. Ковалдина. Как смотреть скульптуру. Москва, Арт-Волхонка. 2010.
  • Как смотреть картину. Комплект учебных материалов. Москва, Большие ЗАО и «группа ЭПОС». 2014. Методист – разработчик Н.Н. Ковалдина.
  • Использованы материалы консультаций С.В. Березовской с сотрудниками Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».

 

ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА

 

ЗАГОЛОВОК
Яндекс.Метрика