«Эстетическое воспитание детей и юношества в художественном музее. По итогам стажировки в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках победы в номинации «Индивидуальные поездки по России на обучающие музейные семинары или стажировки» Грантового конкурса НБО «Благотворительный фонд В Потанина» на участие в стажировках и образовательных программах в России и за рубежом благотворительной программы «Музейный десант».

 

      «Эстетическое воспитание детей и юношества в художественном музее. По итогам стажировки в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках победы в номинации «Индивидуальные поездки по России на обучающие музейные семинары или стажировки» Грантового конкурса НБО «Благотворительный фонд В Потанина» на участие в стажировках и образовательных программах в России и за рубежом благотворительной программы «Музейный десант».

     17 января 2006г. в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в отреставрированной усадьбе XIXв. в Колымажном переулке открылся Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».  Центр – храм муз по замыслу директора Музея И.А. Антоновой, занимавшейся реализацией проекта с 1980-х гг., призван взращивать детей и юношество в традициях гармонии и просвещения, мудрости в античном понимании этого слова («Музей – место высшего духовного отдыха, для посетителя – академия и школа красоты одновременно»). В Центре эстетического воспитания детей и юношества созданы условия для реализации фундаментальных идей музейной педагогики, родоначальниками  которой в России были выдающиеся искусствоведы Н.И. Романов и А.В. Бакушинский. Пространство ГМИИ им. А.С. Пушкина существенно расширилось с открытием «Мусейона», который создал все условия для разнообразных видов творческой деятельности учащихся разного возраста, для возможностей получения различных эстетических впечатлений, для экспонирования произведений, особо интересных юным посетителям. Уже своим названием от Александрийского мусейона, основанного в IIIв. до н.э., создатели продемонстрировали уважение к формирующейся личности школьника.

     «Мусейон» - это цельная, отработанная долгими десятилетиями (с 20-х гг. прошлого века) на практике и теоретически оформленная система эстетического воспитания детей в стенах художественного музея (в свободное время: вне школы, детского сада) и до окончания ими школы. Центр – это научно-практическое подразделение ГМИИ им. А.С. Пушкина, разрабатывающее и координирующее проекты эстетического воспитания и творческого развития детей от 5 до 18 лет с учётом возрастной психологии, культурных запросов общества на основе коллекций музея, студийных и аудиторных занятий, с активным использованием новых аудиовизуальных средств и возможностей Интернета. Главное в работе Центра – развитие существующих форм музейно-педагогической системы, которая сложилась в Музее, в сочетании с новыми художественно-образовательными программами с целью эстетического, художественного, нравственного воспитания подрастающего поколения, развитие визуально грамотной, эмоционально отзывчивой творческой личности, независимо от её будущей профориентации.

Центр включает три сектора: эстетического воспитания, художественных мастерских, детской и юношеской книги.

Сектор эстетического воспитанияпредлагает работу с детьми от 5 до 18 лет по следующим программам:

 

- Семейные группы. В них участвуют дети от 5 до 7 лет. Задача данной программы  - это пробуждение фантазии, приобщение к изобразительному искусству и музыке, формирование потребности  общения в музеях  детей и родителей, создание атмосферы творчества и взаимопонимания в семье. Как правило, здесь занимаются дети, стремящиеся к искусству, но не проявившие склонности к постоянному занятию рисованием. Занятия проходят один раз в месяц. Структура занятия включает: проверку домашнего задания, знакомство с новым материалом, закрепление изученных тем, творческая работа в залах Музея, занятие в студии Центра, объяснение домашнего задания. Во время проверки домашнего задания автор показывает свою работу, объясняя замысел. Важно, что обдумывание замысла происходит в семейном кругу, т.е. в творческом процессе участвуют и дети, и родители. Сотворчество заключается и в выборе художественных средств: рисунки, коллажи, аппликации. Методика работы с семейными группами в Музее определяется возрастными особенностями детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Музейный педагог руководит способностью ребёнка легко представить яркие картины определённой исторической эпохи. Переход из зала в зал превращается в романтическое путешествие из страны в страну, из эпохи в эпоху. После посещения экспозиционных залов в стенах Центра ребёнок участвует в различных игровых ситуациях, игре-поиске, имитационных играх, игре в ожившую скульптуру. В форме игры в «Угадайку» проходит закрепление материала с участием детей и взрослых. Занятия ведёт группа музейных педагогов, каждый работает по своему индивидуальному плану. В конце учебного года в Музее проводятся отчётные выставки участников семейных групп. Особенно впечатляет группа детских работ на тему «Мой музей». Важно, что дети не копируют, но творчески, а главное, непосредственно создают свои версии шедевров, хранящихся в Музее. И эти работы дают возможность лучше понять специфику детского восприятия, особенности их видения. На выставке экспонируются как индивидуальные, так и коллективные работы. Завершается работа с детьми постановкой спектаклей на различные исторические сюжеты, к которым также готовятся всей семьей (шьют костюмы, мастерят декорации). Также популярны выпускные концерты, подготовленные ребятами.

 

- Беседы об искусстве. В данной программе задействованы дети 9-10 лет.   Задачами программы является приобщение детей к миру музея  с тем, чтобы  прививать чувство любви к изобразительному искусству, раскрывать на занятиях специфику по видам и жанрам искусства. Детям даётся предстваление об историческом времени. «Беседы об искусстве» - это первая ступень программы обучения в Клубе любителей искусств. Она рассчитана на один год и может служить как самостоятельным циклом, так и промежуточным звеном между обучением в Семейных группах и занятиями в КЛИ. Цикл «Беседы об искусстве» сопровождается разнообразными играми, творческими работами и состоят из 8 занятий, основанных на знакомстве детей с подлинниками из фондов ГМИИ в форме разговора о декоративно-прикладном искусстве, живописи, скульптуре, графике. Если группа состоит из ребят, не занимавшихся в Музее ранее, то первое вводное занятие посвящается знакомству с музейными коллекциями. А также с правилами поведения в Музее: объяснить, почему в Музее нельзя бегать, трогать экспонаты руками и т.д. Дети за год обучения должны получить представление о том, что такое изобразительное искусство, разобраться в его видах и жанрах, попробовать себя в лепке, рисунке карандашом, красками. Последнее время педагоги ГМИИ отмечают, что дети приходят в группу уже подготовленными  родителями, обучению в др. музеях или семейной группой ГМИИ. Поэтому цель «Бесед об искусстве» - это не только предоставить знания об изобразительном искусстве», но и научить ребенка «видеть» и чувствовать художественное произведение, развивать у него эмоциональное мышление, способствовать  восприятию искусства через эмоции. Благодаря игре на «беседах об искусстве» дети развивают память, фантазию, воображение, творческое мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется выразительная речь. Дети начитают замечать новые детали в произведении, удивляются, задают вопросы.  Монолог учителя в таких занятиях сведён к минимуму, т.к. педагог постоянно обращается к детям, заставляя их будоражить свою мысль и самостоятельно находить нужный ответ. Педагог ориентирует детей на рассматривание, вглядывание, побуждает размышлять, высказывать свои мысли вслух. Главное для руководителя – поддерживать доброжелательную, дружескую атмосферу в группе, дать возможность высказаться. Выслушать друг друга и вместе прийти к правильному решению. Во время беседы необходимо хвалить детей, давая почувствовать, что их слова не прошли незамеченными, поощрять их в помощи друг другу. Дети учатся видеть прекрасное в жизни и в искусстве, им прививаются навыки самостоятельной творческой деятельности, развивается умение рассказать об увиденном. Ребёнок учится давать словесное описание художественного произведения и собственных зрительных впечатлений. 

 

- Клуб любителей искусства (КЛИ). Его посещают подростки в возрасте 10-14 лет. Обучение идёт параллельно школьному курсу истории, утверждённому Министерством образования и науки РФ. Главная задача: методом «погружения в эпоху» создать целостное представление о культуре стран, литературе, театре, музыке. Этому также способствуют театрализованные выступления учащихся, связанные с изучаемыми периодами истории искусства и культуры. В КЛИ работают следующие кружки: «Древний мир» (5 класс – знакомство с памятниками древних цивилизаций Египта, Греции,  Рима), «Средние века. Эпоха Возрождения» (6 класс – знакомство с культурой Византии и западноевропейским искусством), «Великие мастера XVII века» (7 класс – знакомство с архитектурными ансамблями европейских городов эпохи барокко, творчеством великих живописцев).Полная программа обучения рассчитана на три года занятий в Музее. Кроме того, музей даёт возможность детям заниматься в кружках по археологии и нумизматике.  На занятиях по археологии (для учащихся 5-7 классов – «Археология I» и для учащихся 7-9 классов – «Археология II»), можно узнать о самых впечатляющих археологических открытиях XIX-XX веков: о раскопках Трои, об исследовании крито-микенской культуры, об обнаружении гробницы Тутанхамона и многих других. В кружке «Нумизматика» ребята 6-9 классов знакомятся с монетами разных стран и эпох.

     Работа в кружках КЛИ идёт по двум типам методических программ: на основе использования обширного материала художественной культуры и истории искусства, а также на основе обращения к историческим дисциплинам. Занятия проводятся 2 раза в месяц в течение учебного года (в год 15-16) в кружках КЛИ, в аудитории и классах Центра и в залах Музея. Лекции – беседы проводятся с использованием иллюстрированного материала (цветные диапозитивы и современные медиатехнологии). На них подростков обучают видеть произведение искусства. Развитие навыков восприятия художественных произведений наиболее полно реализуется на занятиях, проводимых в залах Музея. Под руководством музейного педагога дети учатся вдумчиво рассматривать скульптуры, живописные полотна, образцы декоративно-прикладного искусства. Обаяние подлинника стимулирует воспитание эмоциональной отзывчивости. Так, произведения египетского искусства будут привлекать к себе внимание не только своей древностью, но и высоким мастерством художественного исполнения. На примере рельефа из гробницы вельможи Иси дети получают представление о правилах, по которым изображался человек в Древнем Египте, и учатся видеть красоту чёткого контура. Выполненные из чёрного дерева статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи помогают научиться ценить красоту материала. Совершенство формы античной вазы и строгое расположение изображения на ней приучают воспринимать гармонию формы и декора. Сравнение иконы XIIIв. «Флорентийская мадонна» и картины художника эпохи Возрождения Пьетро Перуджино «Мадонна с младенцем» дадут возможность понять различие иконы и картины. На примере картин Рубенса можно получить представление о процессе создания картины. Неоценимую помощь в воспитании способности видеть произведения искусства оказывает коллекция гипсовых слепков с известных памятников скульптуры, собранных И.В. Цветаевым. Они наглядно позволяют представить размер статуи, дают возможности обойти скульптуру, понять соотношение объёма и пространственной среды. Благодаря воображению, находясь в Итальянском дворике перед статуей Микеланджело, можно представить, что ты стоишь на площади Флоренции, перед романским порталом «Златые врата» собора Фрейберга – перенестись в средневековый город. Занятия в залах проходят в форме открытой дискуссии, что развивает способность аргументировать свои мысли, находить правильные слова для выражения впечатления.

     Большой интерес у детей вызывают предлагаемые им для домашней работы задания. Детьми 7 класса выбирается тема для самостоятельной работы: доклад о жизни или творчестве художника. Дети младшего возраста лепят из глины и пластилина, рисуют карандашами, фломастерами и красками, из картона, фольги и других материалов, изготавливают другие поделки. Это могут быть украшения древних египтян, предметы воинского вооружения, костюмы Античности, гербы, мозаика, образцы древней письменности и т.д.

Иногда детям в качестве домашнего задания детям предлагается выбрать и написать об  экспонате выставки, ответив на вопрос «Почему понравилась та или иная картина?»

     В программу занятий с подростками входит посещение выставок, проходящих в Музее. Завершается учебный год театрализованным выпускным вечером, который проходит в аудитории Центра, где устраивается также выставка детских работ, выполненных в течение года. Программа выпускного вечера составляется из литературных произведений изучаемого исторического периода. Костюмы изготавливаются ребятами под руководством музейных педагогов. Помогают родители: в разучивании текстов, в создании костюма, изготовлении символических декораций, реквизита. Исторический театр позволяет ребёнку, надев костюм другой эпохи, как бы примерить эпоху на себя, позволяет пережить разнообразные ситуации  в игровом пространстве исторического времени. При подборе репертуара обязательно учитывается возраст детей. Фрагменты произведений Шекспира, Мольера, Лопе де Вега  разыгрываются  детьми 7 класса. Участие детей в подготовке выпускного вечера может быть разным: кто-то готовится выступить в качестве актёра, кто-то пишет вступительное слово об эпохе, о литературных жанрах этого времени, об авторах, кто-то выступает ведущим. Дети сами играют на фортепьяно, скрипке и флейте во время спектакля. Многие выпускники кружков не теряют связи с Музеем: приходят на вечера, помогают в подготовке выступлений. Во время весенних каникул в КЛИ и КЮИ устраиваются поездки по городам России в сопровождении руководителей кружков. Эти экскурсии знакомят детей с архитектурными памятниками средневековой Руси.

 

- Клуб юных искусствоведов (КЮИ) работает для старшеклассников. Это осознанный выбор тех, кто действительно любит искусство, стремится пополнить свой культурный и интеллектуальный багаж. Аудитория КЮИ – это старшеклассники и студенты 14-18 лет. Занятия строятся по системе, сочетающей лекции, экскурсии и семинарские занятия по истории мирового искусства, восприятию произведений искусства. Ребята занимаются 3 года и помимо ГМИИ посещают другие музеи, выставочные залы, мастерские художников. КЮИ является завершающим звеном в системе эстетического воспитания в Музее. В истории ГМИИ – это первое объединение школьников, начавшее действовать в 1960г. Задачи, которые решает Клуб юных искусствоведов: эстетическое образование, художественное развитие юношества в условиях музея, стимулирование творческого отношения к окружающему миру, формирование визуальной грамотности и  эстетического вкуса, эстетической и нравственной отзывчивости, толерантности. Занятия строятся по системе, сочетающей лекции, экскурсии и семинарские занятия по истории мирового искусства. Подростки занимаются 4 года. В КЮИ первых двух лет занятий изучается зарубежное искусство с древнейших времён до XX века, третий и четвёртый учебные года посвящены изучению основных направлений и крупнейших художников в европейском и американском искусстве XX – начала XXI столетий. Ребята знакомятся с художниками, графиками, скульпторами. Занятия проходят в виде семинара и лекций. Работают четыре лекционных курса. «Музейная» семинарская работа со старшеклассниками в залах Музея, непосредственно перед произведениями искусства имеет несравнимую ни с какой другой силу эмоционального воздействия. При этом на семинаре раскрываются стиль, творческий метод, особенности художественных приёмов. На семинарах у  членов КЮИ идёт формирование у юных искусствоведов навыков прочтения специфического языка искусства – скульптуры, живописи, графики, архитектуры. Здесь главный метод – описание и анализ произведений искусств. КЮИ так же, как и КЛИ, осуществляет поездки по городам России.

     В клубе устраиваются и дискуссионные заседания и интересные вечера, с использованием слайдов и новых медиатехнологий. Последние проходят в сентябре – первая встреча, затем новогодний праздник в зимние каникулы, выпускной вечер в конце апреля. Учащиеся с помощью руководителей подготавливают викторины, литературно-музыкальные композиции со слайдами и новыми медиатехнологиями. Показывают импровизированные пантомимы, читают стихи (часто собственного сочинения). Ставят пьесы классических и современных авторов. Н.М. Гомберг – выпускница КЮИ ГМИИ им. А.С. Пушкина. В настоящее время она работает в Центре эстетического детей и юношества «Мусейон» со старшеклассниками в КЮИ. «Мы не воспитываем  будущих искусствоведов, а знакомит с искусством», - рассказывает она. «Мы не занимаемся образованием. Мы стараемся так организовать семинары и работу в КЮИ, чтобы музей был поводом в общении. Как сделать музей причиной? У детей – подростков нет ценности, что они слышат в музее что-то уникальное. Семинар – это не простая лекция. Здесь всё построено на вопросах и ответах, личном участии детей. Не так давно у нас появился проект «Я покажу тебе музей». Сейчас он проходит дважды в год с серьёзной полугодовой подготовкой. По сути – это день самоуправления детей в музее. Дети могут делать то, что делают взрослые, а иногда и больше. Подростки играют с посетителями, проводят мастер-классы своими руками, помогают в монтаже выставки, в озвучивании информации для посетителей, работаю смотрителями. В клубе 380 человек. На проекте «Я покажу тебе музей» подростки от 13 до 19 лет управляют Музеем сами. Вот как они рассказывают об этом: «Мы хоти показать наш Музей  таким, каким мы его знаем и любим. В этот день мы управляем Музеем сами. Не удивляйтесь тому, что в роли администраторов, экскурсоводов и смотрителей-консультантов вы увидите нас – учеников КЮИ. Мы подготовили поэтические перформансы и развлекательную программу на улице».

     10 апреля 2016г. темой проекта было путешествие, и Музей позволил перемещаться посетителю одновременно и в пространстве, и во времени, знакомиться с известными личностями разных эпох, совершая путешествие в разные исторические пласты европейской культуры. В своих 20 экскурсиях члены КЮИ рассказывали, как мировоззрение современного человека отличается от античного; каким образом в искусстве отражено человеческое страдание, как живописец работает над образом. Подростки сами разработали квест, участие в котором давало возможность посетителям не только познакомиться со средневековыми символами, но и встретить героев «Одиссеи» и «Илиады» Гомера и найти волшебного единорога. Маленькие дети изучили с помощью подростком египетские иероглифы и отправились на венецианский карнавал. Члены КЮИ «перевоплощались» в героев произведений искусства и, перемещаясь по Музею в течение всего дня, «оживляли» экспонаты. Кроме того, юные музейщики, заранее получив консультации от искусствоведов и хранителей, в залах Музея предлагали поговорить об искусстве.

 

Сектор художественных мастерских.

      Основные формы работы сектора: изостудия (5-10 лет), мастерская эстампа (11-19 лет), мастерская керамики (11-19 лет), компьютерный класс для учащихся 5-11 классов. Главные задачи сектора: через развитие интереса к памятникам искусства раскрыть внутренний мир ребёнка, привить ему визуальную культуру, научить выражать свои мысли и чувства, пробудить творческую фантазию, способствовать развитию художественных способностей. Изостудия – начальное звено общего образовательного процесса в ГМИИ. Сюда приходят дети для того, чтобы соприкоснуться с миром искусства, с художественной культурой разных эпох и народов. Стремление воспитывать ребёнка с ранних лет в контакте с подлинными произведениями искусства становится заметной тенденцией. Этот сектор ГМИИ один из самых популярных. Занятия не рассчитаны на подготовку профессиональных художников. Главное – через знакомство с памятниками искусства раскрыть внутренний мир ребёнка, пробудить его творческую фантазию. Каждое занятие длится два часа и делится на три части:

- прогулка по залам проходит в форме беседы, активного общения с детьми при знакомстве и обсуждении экспозиции. Руководитель должен заинтересовать, направить ход беседы в нужное русло, обращаясь к памятникам искусства и культуры. Во время прогулки по залам ребята с удовольствием разглядывают парадную Розовую лестницу, разные оттенки мрамора, на площадках лестницы находят в прожилках мрамора фигурки зверей, птиц, фантастических существ, величественно поднимаются по лестнице, изображая придворных дам и кавалеров, рассматривают бронзовые двери, ведущие в Белый зал. Каждый раз после прогулки по залам ребята хотят сами творить – рисовать, лепить, что-то создавать. Все чувства выражаются в рисунке. Попутно, очень осторожно, не подавляя творческой свободы, самостоятельного поиска наиболее выразительной формы, даются элементарные понятия о цвете, о смешении красок, о тёплой и холодной тональностях, об основных и дополнительных цветах, о композиции, т.е. постигается начало изобразительной грамоты. Переходя из зала в зал, дети перемещаются в разные времена, в разные государства. Путешествие осуществляется не в зал Древнего Египта. А в сам Древний Египет, в Древнюю Грецию, в Древний Рим.

      Осознание древности времени приходит не сразу, но, взрослея, постепенно ребята начинают понимать, что такое десятилетие, века, тысячелетия и охотно отправляются в далёкое прошлое. Дети участвуют в Великих Панафинеях, посвящённых богине Афине. Вместе со жрецами дети «входят» в Парфенон и «возлагают» к ногам Афины чудесный пеплос, вытканный самыми прекрасными афинскими девушками. Ребята постарше делают зарисовки в залах Музея, создают работы о греческих и египетских богах и героях, знакомятся с различными материалами и техниками, посещают гравюрный кабинет, запасники музея. Детям дают представление о том,  как, из чего сделано то или иное произведение, техника и материал, в котором оно выполнено.

 

- в студии за мольбертом. Здесь ребёнок творчески интерпретирует в рисунке увиденное. Услышанное и узнанное в залах Музея. Закладываются основы изобразительной грамоты (элементарное понятие о композиции, технике, цвете, смешении красок и т.д.). С первых занятий задача педагога ненавязчиво поддержать ребёнка. Это очень важно – сказать каждому, что у него свой почерк, своё мастерство, что он сам – художник, и что все - разные. Пусть творят свободно, не оглядываясь на других. Здесь царит взаимное доверие и понимание.

- просмотр домашних работ.

- выставка детских работ. В конце занятия на одной из стен можно развесить только что выполненные рисунки, чтобы их увидели дети. Пусть рисунки незаконченные, неудачные – главное, что осталось от посещения музея. Детям важно видеть, что сумели сделать другие. К концу занятий подводится некий итог. Это даёт возможность понимать развитие индивидуальности ребёнка.

 

     Занятие не может быть сухим и формальным. Это дружеская беседа, урок. Ребёнка нельзя сразу перегружать впечатлениями, познаниями. Педагог не должен навязывать ребёнку своё мнение, заставлять его, обязывать разными требованиями. В музее ребёнок должен «дышать свободно», пропуская увиденное через себя. К каждому ребёнку подбирается свой «ключик», становится понятно, что педагогу надо сделать: в чём поощрить, чему научить. В изостудии дети занимаются один раз в две недели. В конце учебного года для старшей, выпускной группы устраивается небольшой выпускной вечер. Ребята готовят спектакль с самодельными картонными куклами по мотивам греческих и египетских мифов, сказок, проводят викторины и конкурсы. Занятия в изостудии ведут художники – педагоги,  члены Союза художников, такие, как Наталия Бочарова. Мне посчастливилось пообщаться с Наталией Бочаровой. Это удивительный педагог и график, чьи произведения находятся в частных коллекциях России, Германии, Англии, Мексики, США и Канады. С 2006г., с момента открытия Мусейона, Наталия Евгеньевна – зав. сектором художественного воспитания  и компьютерных технологий отдела эстетического воспитания. Мне посчастливилось побывать в художественной мастерской изостудии  и творческой мастерской для детей 5-6 лет. Занятие началось с просмотра домашних работ. Дети, для которых держать карандаш и фломастер –  потребность, а рисование – целая жизнь, (а именно такие дети были на занятии), с удовольствием показывали свои рисунки - «домашнее задание» - летние впечатления. Был диалог, дети с удовольствием дополняли рисунок короткими комментариями. Заметно было стремление некоторых родителей сделать рисунок ребёнка «красивее», «направить» творчество пятилетнего художника. Но художник-педагог не ругает активных родителей, ведь это совместное творчество. Правда,  главное и удивительно важное в этих занятиях – не стремление нарисовать «как надо», «как красиво», «делай как я», а научить малышей «дышать свободно». Очень осторожно, не подавляя, даются элементарные понятия о цвете, красках, композиции.  Предварительно посетив музей и внимательно рассмотрев вазы, дети их рисуют. С особенным упоением дети работают за мольбертом.

     Во время занятия художник – педагог подчёркивает, что у каждого ребёнка свой почерк, все - разные и все – талантливые художники. Мне понравилось, что одна из мам принесла домашний альбом дочки, который был заполнен рисунками и аппликациями.  Педагог очень высоко оценил творчество ребёнка, отметив его дизайнерские особенности. В конце занятия на одной из стен изостудии были развешены только что сделанные рисунки, чтобы их увидели все дети. Кстати, работы детей находятся не только в изостудии. Детские рисунки представлены на стенах и в витринах фойе Мусейона, публикуются каталоги выставок, рисунки передаются в фонды ГМИИ им. А.С. Пушкина. Изостудия – это прекрасное соединение прогулок детей в разные эпохи и культуры с опытным художником – педагогом, и желания ребёнка отобразить полученные впечатления и чувства в рисунке. С каким восторгом Наталия Евгеньевна во время экскурсии на выставке «Наметив контуры резцом… Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени» познакомила меня с двумя девушками – подростками, которые расположившись на полу, творили настоящие шедевры карандашом на листе. «Наши выпускники.  В Италии на пленэре им работать не давали, пытаясь взять автограф или сфотографироваться с художниками», с гордостью сказала Наталия Евгеньевна, - «Такие дети остаются с нашим музеем надолго: «Беседы об искусстве», «Клуб любителей искусства», «Клуб юных искусствоведов. Выбор огромен, ведь музей – это особый мир. Мы не готовим профессиональных художников. Главное – пробудить творческую фантазию ребёнка через восприятие памятника искусств».

 

Сектор детской и юношеской книги.

     Работает для занятий учащихся Центра и для преподавателей гуманитарных предметов. Здесь можно поработать с искусствоведческой литературой. Здесь же работает специальная программа «Книга как явление культуры», организуются встречи с авторами книг и художниками – иллюстраторами.

 

Студия арт-терапии.

     Настоящим подвижником, ещё в середине 1990-х годах создавшим инновационные методики и социально-художественные проекты для развития детей с помощью изобразительного искусства, проекты по реабилитации детей  инвалидов и их родителей, является М.Г. Дрезнина. Мария Григорьевна – выпускница Государственного Художественного института им. В.И. Сурикова, чьи работы находятся в частных собраниях стран Европы и Америки. Она – художник, педагог, арт-терапевт, автор книг и учебных пособий, старший научный сотрудник отдела эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ, член живописной секции Московского Союза художников. Автор выставочных и музейных проектов и социально-художественных акций. «Я много лет  работаю с детьми с коррекционными особенностями развития 8-го вида, приёмными семьями (родители и дети, которых усыновили), взрослыми людьми – пациентами психоневрологических клиник, родителями и детьми с ДЦП. Конечно, занятия в группах с проблемными детьми отличаются от обычных занятий. У нас совсем иной ритм и построение занятия. Особые занятия и для людей, проходящих лечение в психоневрологическом диспансере. Вы видели, что занятие проходит в музейном зале, потом – в студии, и в завершении – чаепитие, где мы общаемся друг с другом, обсуждая рисунки. Особая интонация, специально подобранные слова…». Мария Григорьевна считает, что нужно учитывать социальную составляющую. У детей сирот, по мнению арт-терапевта, развито чувство безысходности, они не видят будущего. Для таких детей часты рассказы об археологии, о раскопках и реставрации. Это приводит к желанию увидеть что-то впереди, а иногда, и определиться в профессии. Для детей из коррекционных школ и детей из неблагополучных семей специалисты центра применяют специальные психологические арт-терапевтические методы, которые помогают детям быть более самостоятельными в творчестве и в общении.

     Когда я посетовала, что при нашем музее была учреждена общественная организация родителей, имеющих детей, больных ДЦП, и мы ищем новые формы работы с ними, Мария Григорьевна тут же подарила для нашего музея свою книгу «Путешествие во времени и пространстве» с готовыми проектами для детей – инвалидов. «Есть программа, например, для познания формы. После осмотра экспозиции  даю задание: нарисовать предметы круглой формы. Кто-то рисует шар, кто-то сковородку или солнце. Затем из бумаги или картона делают отдельные детали. А потом собирают их в различные предметы, образы и конструкции в стиле Александра Родченко…» Я не только получила готовую программу для особых детей, мне рассказали о фондах, которые помогают подобным детям и их родителям, об отдельном направлении исследования в Институте возрастной физиологии, показали методику работы с пациентами  психоневрологической клиники… «Многие не понимают, почему я трачу на это столько времени. Я считаю, что моя работа с такими людьми - это тоже творчество и, возможно, самое главное творчество  в моей жизни». Занятие с пациентами психоневрологической клиники закончилось прекрасным вернисажем из греческих колонн. Колонна – как опора в  жизни».

     Арт-терапия – это одно из направлений психотерапии, где искусство используется как инструмент для помощи и решения различных психологических проблем. Новая экспериментальная программа художественного развития детей с ограниченными возможностями начала свою жизнь в залах Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в творческой мастерской Центра эстетического воспитания ГМИИ. Именно Мария Дрезнина стала создателем мастерской арт-терапии в Музее, помогла ей найти определённые методы и приёмы занятий изобразительным искусством, направленные на то, чтобы ребёнок смог соприкоснуться с миром культуры и творчества, смог выразить себя как личность,  открыл в себе творческого человека. В процессе изучения языка изобразительного искусства дети воспринимают целое и часть, главное и второстепенное, тёмное и светлое, главное и  смешное и  пугающее, доброе и злое. Некоторые задания способствуют развитию наблюдательности, внимания, помогают решать логопедические проблемы и тренируют в счёте. Сам акт творчества несёт в себе профилактическое и терапевтическое действие. Во время творчества человек фактически сам себя лечит. Рисунок можно рассматривать как диагностический материал, на основе которого выстраивается индивидуальная стратегия работы с каждым ребёнком.

 

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА

 

 

ЗАГОЛОВОК
Яндекс.Метрика